Отметка «Возврату не подлежит»
В ряде случаев отправителю нет необходимости получать возвращенное заказное письмо или другое РПО[1] (далее – отправление), если оно не было вручено адресату. Такое случается, например, при отсутствии юридической значимости содержимого письма, или при отсутствии особой ценности вложения для отправителя)
Для оформления отказа от возврата отправителем на адресной стороне отправления делается отметка «Возврату не подлежит». Далее при приеме такого письма в отделении почтовой связи соответствующая отметка проставляется в информационной системе Почты России и отражается в чеке.
При выборе Отметки «Возврату не подлежит» отправителю нет необходимости платить за возврат[2] в случае, если отправление не будет вручено адресату. Тем самым отправитель сможет сэкономить на обратной пересылке отправления.
Для партионных отправлений юридических лиц при оформлении отказа от возврата в списке ф. 103 предусмотрено соответствующее поле для заполнения.
Использовать отметку может любой пользователь:
- юридическое лицо – в рамках договора об оказании услуг;
- физическое лицо – в рамках публичного договора.
Неврученные отправления с отметкой «Возврату не подлежит» по истечении срока хранения в отделении почтовой связи места вручения передаются на временное хранение в специальную кладовую хранения в соответствии с требованиями Порядка[3]. Срок хранения невостребованных почтовых отправлений с отметкой «Возврату не подлежит» составляет 6 месяцев.
Если договором об оказании услуг почтовой связи предусмотрен отказ отправителя от получения и временного хранения почтового отправления или денежных средств, то письменные сообщения таких почтовых отправлений подлежат изъятию и уничтожению без временного хранения, а другие вложения таких почтовых отправлений и почтовые переводы также без временного хранения могут быть обращены в собственность оператора почтовой связи в порядке, предусмотренном статьей 226 Гражданского кодекса Российской Федерации.
[1] Регистрируемое почтовое отправление: бандероль, посылка и т.п.
[2] В соответствии п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234 (ред. от 19.11.2020) «…Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу согласно тарифу на пересылку, действующему на дату возврата»
[3] Порядок обработки отправлений, не полученных адресатом или отправителем Приказ 590-п от 22.12.2022